Предприятие – как субъект предпринимательской деятельности, самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие – это юр.лицо (организация, фирма, концерн), отвечающее определен. признакам, установленным закон-вом страны, таким как: наличие обособлен. имущества; самостоятельная имуществен. ответственность; право приобретать, пользоваться и распор-ся собственностью, а также осущ-ть от своего имени иные дозволенные законом действия;
Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. С макроэкономических позиций предприятия явл. основой для: ↑ национ. дохода, ВВП, ВНП; возможности существования всего государства и выполнения им своих функций (значит. часть гос. бюджета формирируется за счет налогов и сборов с предприятий); обеспечения обороноспособности госуд-ва; простого и расширенного воспроизв-ва; ускорения НТП; ↑ материального благосостояния граждан; развития медицины, образования и культуры; решения проблемы занятости. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.
Предприятия различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации по группам явл.:
- отраслевая и предметная специализация (промышленные, с/х, строит-ные, транспорта);
- структура производства (узкоспециализированные: пр-во чугуна, выработка электроэнергии, пр-во зерна, мяса; многопрофильные пр-во холодильников, станков, судов; комбинированные: химич., текстил., метеллург. промышл-ти);
- мощность производственного потенциала (размер предприятия);
- по организационно-правовым формам и т.д.
Деятельность предприятий регулируеся нормативно-правовыми актами. Основой явл. ГК РФ, а также Конституция РФ, НК, ТК и др. кодексы РФ, законы, подзаконные правов. акты РФ и субъектов РФ, положения, приказы и иные норм.-правов. акты РФ и субъектов РФ.
Любая организация находится и функционирует в среде. Выделяют:
Внутренняя среда - совокуп-ть переменных составляющих предприятия. К ним относят:
- цели предприятия – конечный результат его деятельности. Бывают: общие – для всего предпр-я, частные – для отд. видов деятельности, подразделений.
- структура предприятия – взаимосвязь и взаимод-вие ее функциональных областей и уровней управления.
- задачи – работа, группа работ, выполняемая заранее установл-ным способом в заранее установл. время. Задачи устан-ся по отношению к людям, к произ-ву, к информации.
- технология – способ преобраз-ия исх.од. ресурсов в готовый продукт или услугу.
- люди – рассматр-ся с позиции личных хара-тик работника, професс-ных, технич., человеческ. навыков, взаимоотн-ия в группе. 6. организац. культура рассматр-ся как внутренний эл-нт организации. Ее опр-ют как контекст на фоне кот. происходит весь управленч. и производ. пр-сс в орг-ции.
Внешняя среда – сов-ть факторов, влияющих из вне и под воздействием кот. предприятие должно изменяться. Факторы внешней среды обладают след. харак-ками:
- взаимосвязан-ть факторов.
- сложность внешн. среды, опр-ся кол-вом факторов, воздействующих на Предприятие.
- фактор неопредел-сти опр-ся подвижностью факторов внеш. среды.
Внешние факторы подразд-ся на факторы прямого воздействия и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействияих влияние на Предприятие можно просчитать с определен. долей вероят-сти (деловое окружение) К ним относят поставщиков, потребителей, конкурентов, законы гос-ва и органы власти. Изменение их может нести угрозы или открывать возм-ти для открытия предпр-я. Необходимо отслеживать их изменение. Механизмы анализа внешн. среды: метод 5 сил Портера, спейс-метод. При рассмотрении каждого фактора учитыв-ся непросто наличие дан. фактора, а его осн. характеристики, кот. влияют на Предприятие: поставщики рассматр-ся по их видам: матер-х, денежн., трудов. ресурсов. Потребители опр-ют цели, задачи предпр-я. Конкуренты: цены, инновационность, качество продукции.
К внешней средекосвенного воздействия (макроокружение), действие факторов этой среды может осущ-ся опосредованно: экономика страны в целом,(доля ВВП, уровень инфляции, банковск. %), политика (полит. стабильность, лоббирование интересов опр. групп), технология (достижение НТП), социокультурный (географич. распол-ие, демограф. состав, культура в стране) и международный факторы(отношение м/н окружения к стране, предоставление кредитов, и бизнес в др. стране, экспорт, транснацион. корпорации).
Для того чтобы адаптироваться и развиваться в соотв-вии с факторами внешн. среды осущ -ют след. мероприятия: создают спец. (дипломатические) отделы – разведка – заним-ся изучением конкурентов, лоббирование в прав-ве своих интересов, создание различн. ассоциаций, объединений для борьбы с конкурентами, проведение открытых мероприятий с привлечением обществ-сти, публикации в прессе инфо о своем Предприятие, его успехе.
Количество показов: 40394