Управление знаниями – это интегрированный процесс, посредством которого компании могут трансформировать свое интеллектуальное достояние в материальные ценности (поиск информации и людей, а также организация процессов, которые направлены на достижение стратегических целей).
Интеллектуальный капитал организации (ИК) – это рыночные активы, интеллектуальная собственность человеческих и инфраструктурных активов.
Интеллектуальная собственность – это собственность, которая приобретена как результат умственной деятельности и защищена законодательно. Как актив включает в себя патенты, программное обеспечение, авторские права, права на дизайн, товарные знаки, знаки обслуживания, торговые марки товаров и услуг, ноу-хау, производственные и торговые секреты.
Человеческие активы – это совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков. Человеческие активы – это качества, присущие людям.
Инфраструктурные активы – это технологии, методы и процессы на предприятии.
Рыночными активами являются нематериальные активы, связанные с рыночными операциями.
Компетентность – это основанная на имеющихся знаниях степень понимания того, что необходимо для выполнения работы.
Согласно одного из взглядов на движущие силы экономического развития основным источником экономического подъема выступают знания, интеллект, творчество и инновации. Основной функцией УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ является усвоение, получение и передача знаний. Знания в организации формируют её ценности. Все знания создают интеллект организации.
В общих знаниях различают:
-
процедурные знания – знания, применяемые для совершения действий;
-
декларативные знания – это описание и информация;
-
эпизодические знания - знания, которые используются исходя из схожей ситуации, аналогичной тематики или прецедентов, которые сохраняются и вновь применяются в новой ситуации;
-
эвристические знания – практические правила, выведенные на основе опыта;
-
метазнания – знания о способах и методах поиска и переработки информации;
-
Организационные знания – это общие знания с учетом ценностей организации, которые развиваются на основе знаний каждого сотрудника, и включают набор принципов, фактов, навыков, правил и методов, обеспечивающих деловую активность организации и её кадровый потенциал.
В интеллектуальном капитале наибольшее значение имеют 2 вида идей:
-
Идеи, которые относятся к применению уже имеющихся научных и технических знаний к новым проблемам;
-
Идеи, которые приводят к обогащению имеющейся базы знаний.
Функции УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ:
-
Поиск информации, значимой для организации;
-
Поиск людей, владеющих информацией.
Задача УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ – определение и оценка полезности знаний, непрерывное пополнение активов знаний, комплексный анализ того, каким образом знания могут создать прирост стоимости и осуществление действий для решения этих задач.
Этапы УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ:
-
Определение;
-
Сбор;
-
Выбор;
-
Хранение;
-
Распределение;
-
Применение;
-
Продажа
Принципы УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ:
-
Интеграционный подход: усилия по работе со знаниями одновременно относятся к человеку, процессам и технологиям и рассматриваются как единая система;
-
Структурная гибкость и простота: процессы УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ должны быть не только формально восприняты, но и адаптированы, знания должны быть понятны;
-
Центр внимания: основной задачей УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ является создание материальных и нематериальных благ.
Способы получения новых знаний:
-
Покупка знаний (т.е. наем на работу сотрудников);
-
Образование партнерства с другой организацией;
-
Аренда знаний:
-
Наем консультантов;
-
Привлечение других организаций на контрактной основе;
-
Получение помощи от клиентов, поставщиков и профессиональных организаций;
-
Развитие знаний:
-
Разработка и предоставление обучающих программ внутри организации;
-
Приглашение со стороны для обучения внутри организации;
-
Распространение имеющихся знаний внутри организации
Наращивание новых знаний. Способы приумножения объема знаний
-
дополнительное образование;
-
дополнительное практическое обучение, чтение книг и периодики;
-
получение знаний из СМИ, из электронных сетей;
-
обучение на рабочих местах;
-
обучение опытным путем;
-
исследования и разработки и инновационная деятельность персонала предприятия
Процесс распределения и развития корпоративной базы знаний включает:
-
использование новых знаний;
-
генерирование ценных, неявных знаний;
-
выявление знаний и их передача;
-
разработка новых продуктов и подходов.
Технология передачи и аккумуляции знаний:
-
традиционная система автоматизации и информационно-поисковая система;
- электронная почта, корпоративные сети, Интернет - серверы;
- базы и хранилища данных;
- система электронного документооборота;
- специализированные программы обработки данных;
- система экспорта и базы знаний.
Количество показов: 3083