Стимулирование в широком смысле
Стимулирование в широком смысле слова - это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Оно предполагает наличие у органов управления набора благ, способных удовлетворить значимые сегодня (сейчас) потребности работника и использовать их в качестве вознаграждения за успешную реализацию трудовых функций. Стимулирование - это канал, посредством которого органы управления могут управлять трудовым поведением работника путем влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие этой деятельностью. Органы управления при этом могут не только усиливать или снижать трудовую активность, но и воздействовать на саму мотивацию, преобразовывать ее. Невостребованные и, соответственно, не получающие положительного подкрепления формы поведения постепенно теряют свою значимость в качестве средств, ведущих к удовлетворению актуализированных потребностей. Именно так произошло с инновационным и инициативным поведением. И наоборот, формы поведения, систематически получающие положительное подкрепление, закрепляются у работника. Так, тесная взаимосвязь поощрительных систем со стажем работника в данной организации является одной из причин возникновения профессиональной и социальной мобильности. На трудовую мотивацию влияют различные стимулы: система экономических нормативов и льгот уровень заработной платы и справедливость распределения доходов условия и содержательность труда отношения в семье, коллективе признание со стороны окружающих карьерные соображения творческий порыв и интересная работа желание самоутвердиться и постоянный риск жесткие внешние команды и внутренняя культура и т.п. Сущность социологических исследований трудовой деятельности заключается в изучении трудовой деятельности как особой формы общественной жизни людей. Трудовая деятельность человека в принципе не может осуществляться вне или помимо взаимодействия с другими людьми, так же как и любая другая деятельность, например научная, политическая, спортивно-игровая. С точки зрения социологии трудовая деятельность — это всегда совместная деятельность, даже в случае, когда мы имеем дело с таким ее видом, как индивидуальная трудовая деятельность. Это связано с тем, что ряд определяющих составных элементов трудовой деятельности, таких, в частности, как средства труда и способность работника к труду (в виде его специальных знаний, умений и навыков), имеют внешнее, т.е. социальное, происхождение.
Взгляд на трудовую деятельность
Сущность социологических исследований трудовой деятельности состоит также в особом (по сравнению с другими научными дисциплинами) взгляде на трудовую деятельность. Социолог видит в трудовой деятельности социальное явление, а не какое-либо другое — экономическое, физико-техническое или психическое. Из этой общей точки зрения на сущность социологического исследования трудовой деятельности естественно вытекают цели, задачи, виды и прочие основные черты различных социологических исследований трудовой деятельности. Цель социологического исследования трудовой деятельности (в формально-логическом плане) — это некое представление социолога-исследователя о предполагаемом результате данного исследования. Например, предположение об определенной зависимости содержания ведущих мотивов трудовой деятельности рабочих от их квалификации. В первом приближении все возможные цели социологических исследований делятся на две большие группы в зависимости оттого, к какому (по характеру) результату — практическому (прикладному) или теоретическому (познавательному) — стремится исследователь. Например, если основная цель исследования — получение нового знания или уточнение имеющегося, то такое исследование считается теоретическим. Если же, к примеру, цель исследования — выявить отношение определенной группы работников к новой системе ,' заработной платы для того, чтобы принять решение о целесообразности ее внедрения, то такое исследование считается прикладным' В действительности социологам чаще приходится проводить теоретико-прикладные исследования, поскольку даже простое по своей цели исследование нуждается в предварительном осуществлении определенных, обязательных теоретико-познавательных процедур: уточнении основных понятий, формулировании гипотез исследования, построении выборочной совокупности, в отборе подходящих методов сбора и анализа данных.
Логвинова М.С.
Количество показов: 3385