Два типа связи квазипотребности с истинными потребностями (по Левину).
Квазипотребность – это состояние напряжения, возникающее в процессе достижения истинной потребности. Квазипотребность выражается в том, что определенные предметы приобретают качество побудительности.
Общие волевые цели, истинные потребности и квазипотребности в концепции К.Левина.
Общие волевые цели. Общие волевые цели связывают квазипотребности с истинными потребностями.
Истинные потребности. Потребность – это сила, которая определяет то или иное намерение (предшествует ему). Потребность берет свое начало в некотором волевом устремлении. Потребности сопровождаются побудительностью объектов, на которые они направлены.
Квазипотребность. Квазипотребность – это состояние напряжения, возникающее в процессе достижения истинной потребности. Квазипотребность выражается в том, что определенные предметы приобретают качество побудительности. Она является промежуточным элементом между возникновением истинной потребности и ее удовлетворением.
Квазипотребность может временно переходить в латентное состояние: актуально она не переживается человеком, но все же не теряет при этом своей значимости.
Истинные потребности могут конфликтовать с квазипотребностями.
Понятие побудительности объектов (по Левину). Иллюстрации.
Побудительность объектов – это субъективно переживаемое влечение к ним. Побудительностью обладают лишь те объекты, которые связаны с теми или иными потребностями человека. Побудительность в феноменальном аспекте воспринимается как исходящая от самого объекта.
Примеры: конфета «хочет», чтобы ее съели, велосипед «хочет», чтобы на нем покатались и т.д.
Степень побудительности может варьировать.
Побудительность в зависимости от того, каковы наши потребности относительно объекта, может имеет разный знак: она может быть позитивной и негативной.
Побудительность может быть первичной (автономной) и вторичной. В первом случае объект непосредственно является источником удовлетворения потребности. Во втором случае он является лишь звеном в сложной цепи достижения желаемого, либо объект как-то связан со значимым для нас предметом или человеком (пример производной побудительности: дом, в котором живет любимый человек).
Побудительность объекта обратно пропорциональна вниманию, которое мы ему уделяем, так как меньшее внимание способствует более непосредственному контакту с предметом.
Изменение побудительности свидетельствует об изменении внутренних предпочтений человека. Например, безразличие к некогда любимому человеку говорит об изменении отношения к нему.
Традиционное и леонтьевское понимание мотива.
Мотив традиционно понимается как некая движущая сила, побуждающая человека к совершению того или иного действия или поступка. Характерным для традиционного понимания мотива является то, что последний рассматривается как внутренняя активность человека. То есть мотив субъективно детерминирован: внутренняя потребность порождает к тому или иному мотиву.
Леонтьевское понимание мотива: мотив – «это объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или, естественно, удовлетворяя потребности». В теории Леонтьева мотив имеет объективную причину и цель – предмет их окружающего мира (что роднит его теорию с теорией Левина).
В этом основное отличие леонльевского понимания мотива от традиционного.
Два основных положения леонтьевской теории мотивации.
Основные положения:
А) Мотивы имеют объективную природу. Предметы толкают человека к выполнению того или иного действия, то есть мотивируют его.
Б) Мотивы могут не совпадать с целями действия (и могут не отражать последних). Вообще по Леонтьеву трудно определить истинные мотивы человеческих поступков. Когда мы спрашиваем себя, зачем мы совершаем то или иное действие, ответ, который мы находим, является мотивировкой, но не мотивом.
В) Действия людей полимотивированны. Каждый наш поступок имеет много причин и преследует сразу несколько целей.
Особенности выяснения собственных мотивов (по Леонтьеву).
Леонтьев говорит о том, что собственные мотивы выяснить крайне сложно. Когда человек задумывается над причинами того или иного своего поступка, на ум ему приходит не истинный мотив, а лишь мотивировка, или представление о том, каким должен быть истинный мотив.
В этом отношении цель и мотивировка схожи: они обе являются осознанными, в отличие от мотива, который, как правило, скрыт от человека.
Пытаясь выяснить свои мотивы, мы оказываемся в положении постороннего наблюдателя, которому остается лишь догадываться о них.
Понятие сдвига мотива на цель в концепции Леонтьева.
Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.
Пример: ученик готовится к экзамену. Изначально он читает книгу, потому что перед ни есть четкая цель (или даже необходимость): сдать экзамен. Предмет может и не нравиться ученику, но он внимательно читает данную книгу. Данное действие не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое. Если этому ученику сказать, что экзамен отменяется, он сразу же перестанет читать неинтересный предмет.
Но если по ходу чтения и подготовки ответов у ученика возник интерес к данному предмету, новость об отмене экзамена не остановит его. В этом случае как раз и произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным и было необходимо лишь в силу других обстоятельств, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Изначальный мотив сдачи экзамена сдвигается во втором случае на сам процесс чтения.
Критика Леонтьевым тезиса о побудительной роли эмоций.
Тезис о побудительной роли эмоций опирается на положения гедонизма о том, что все действия человека ведомы стремлением повысить удовольствие и понизить неудовольствие. Эмоции, напрямую связанные с удовольствием, являются поэтому побудителями. Положительные эмоции вынуждают нас повторять действия, с ними связанные, а отрицательные, наоборот, предостерегают от совершения соответствующих поступков.
Критикуя это положение, Леонтьев опирается на суждение Милля. Милль говорит, что положение гедонизма неправомерно, поскольку эмоции сами по себе не достижимы: они лишь сопутствуют тем или иным действиям. Поэтому человек не может быть ведом собственными эмоциями и совершать ради них те или иные поступки (то есть эмоции не могут побуждать). Конкретные эмоции удовольствия или неудовольствия следуют за определенными действиями, а потому они не могут быть самостоятельными побудителями.
Стимуляция и мотивация в концепции Леонтьева.
Мотивы выполняют функцию стимуляции определенной деятельности. Они определяют личностный смысл, который вкладывает человек в данное занятие. Объективно его поступок можно объяснить одним способом (описывая значение этого поступка). Однако субъективный смысл (личностный) часто может не совпадать со значением этого поступка. Именно в порождении личностного смысла заключается стимулирующее воздействие мотивов: в каждом поступке человек должен видеть что-то полезное для себя, иначе его деятельность окажется немотивированной, а значит, неэффективной.
Пример стимуляции мотива: Мальчик готовит домашнюю работу в первом классе. Если его спросить, зачем он это делает, он даст мотивировку, которая будет отражать значение его поступка: «нужно, чтобы все умели читать». Однако следом он может добавить, что, вообще то, если он этого не сделает, отец ему ремня задаст. Теперь мальчик приоткроет свой личностный смысл, который он вкладывает в свою деятельность. Он просто хочет избежать наказания. Мотив наказания в данном случае стимулирует его, так как несет с собой пользу – избежать ремня.
Объективное описание действий и личностный смысл (по Леонтьеву).
Объективное описание действий или их объективное значение может не совпадать с субъективным (личностным) смыслом. Внешние причины поведения человека далеко не всегда отражают его истинные намерения и интересы.
Например, врач, который, дав клятву Гиппократа, связал себя навеки с охраной здоровья, может в глубине души надеяться на распространение эпидемии среди населения, поскольку это даст ему возможность заработать и существенно повысит спрос на его услуги.
Другой пример: молодой человек по окончании службы в армии поступает в школу милиции. Объективно он делает следующее: он выбирает профессию, которая позволит ему бороться со злом и несправедливостью в обществе. Субъективно же он может преследовать совсем другие цели: материальный заработок наряду с относительно незамысловатой работой, возможность носить форму и атрибуты власти и т.д.
Итак, объективное описание действий и личностный смысл во множестве случаев могут не совпадать.
Смыслообразование и классификация мотивов (по Леонтьеву).
Смыслообразование – это одна из основных функций мотивов. Смыслообразование определяет то, каким видится тот или иной предмет (человек, деятельность, идея, событие и т.д.) субъекту.
Существует классификация мотивов в соответствии с их смыслообразующей функцией. Она разделяет их по значимости относительно личностного смысла на смыслообразующие (первичные, главные) мотивы и на мотивы-стимулы (вторичные, подчиненные). Другими словами, между мотивами существуют иерархические отношения: есть главные мотивы, которые определяют субъективный смысл той или иной деятельности, и есть подчиненные, которые уже в рамках данного смысла стимулируют человека к совершению этой деятельности.
Вторая классификация: мотивы в соответствии с их осмысленностью могут быть актуально осознаваемые и актуально неосознаваемые. Большинство мотивов относятся ко второй группе. Однако в некоторых случаях актуальные мотивы могут быть осознанными. Так происходит во время так называемого «сдвига мотива на цель» (термин Леонтьева). Если в ходе деятельности, которая первоначально имела для нас одно значение (или личностный смысл), но в ходе ее выполнения приобрело другое, то это второе окажется целью нашей деятельностью, и изначальный мотив будет соответствовать этой новой цели. Например, ученик, который вначале читал книгу, чтобы подготовиться к экзамену, увлекается содержанием по ходу чтения. Теперь ему интересен сам процесс получения нового знания. И если теперь сообщить ему, что экзамена не будет, он не перестанет читать эту книгу. Так происходит сдвиг мотива на цель: мотив «прочитать» превращается в мотив «читать».
Смысл жизни и «решение задачи на смысл» (по Леонтьеву).
Термин «смысл жизни» можно понимать двояко.
Во-первых, смысл жизни – это то, для чего я живу, что должен сделать в жизни. То есть, смысл жизни – это основная цель моего существования. Именно с субъективным переживанием отсутствия смысла жизни в этом значении термина связано чувство собственной никчемности и бесценности (в плохом смысле), переживаемое людьми, которое Франкл называл «экзистенциальным вакуумом».
Второе значение термина «смысл жизни» касается раскрытия истинных причин жизни человека. Это значение позволяет ответить на такие вопросы как «Кто я?», «Чего я хочу?», «Как я устроен?», «Кто мне нравится?», «К чему у меня есть способности?» и т.д. То есть все вопросы, которые предполагают поиск некоторого уяснения собственной природы.
Нужно сразу оговориться, что оба значения лишь относительно обособлены друг от друга и в реальной жизни, как правило, выступают вместе. Об их единстве говорит, в частности, история Толстова, который с юных лет вел сознательный поиск цели своей жизни. Говоря словами Леонтьева, Толстой постоянно решал задачу на смысл. Применительно к теме мотивации он пытался определить истинные причины своих действий (что, конечно же, не исчерпывает всего поиска и всей задачи на смысл).
Итак, термины «смысл жизни» и «решение задачи на смысл» в рамках темы о мотивации соотносятся как цель и средство. Цель определяет наши мотивы, а средство является способом достижения (а в случае с Толстым – постижения) результата.
Концепция самоактуализации (А.Маслоу): мета-потребности и мета-патологии.
Метапотребность это нужда в достижении высших экзистенциальных ценностей (Б-ценностей). Потребности такого рода испытывают преимущественно самоактуальзирующиеся люди.
Неудовлетворение метапотребностей ведет к метапатологии или душевной болезни.
Примерами метапотребностей являются красота, честность и доброта окружающих и самого себя.
Метапотребности есть у каждого человека, однако большая часть людей не осознает их. Поэтому метаконсультант (J J J), специалист в области самоактуализации, должен помочь простым людям осознать свои незаурядные потребности.
Поскольку Б-ценности являются смыслом нашей жизни, неудовлетворение метапотребностей ведет к потере этого самого смысла.
Концепция самоактуализации (А.Маслоу): деритуализация и реритуализация.
Деритуализация – это отказ от символичного и поэтичного восприятия всего, что так или иначе связано с человеком. Это неприятие таинственности в том, перед чем раньше благоговели, например неприятие таинственности в личности или в Боге. Ритуализация как раз и предполагает оформленное годами, стереотипическое отношение к тем или иным человеческим атрибутам.
Считается, что деритуализация вносит дисгармонию в жизнь человека, поскольку лишает его веры в чудеса и т.д. Деритуализация не приводит к самоактуализации.
Реритуализация – это возврат к символическому и таинственному взгляду на человеческие атрибуты. Реритуализирующийся человек во всем видит чудо. Незначительная улыбка другого человека заставляет его переживать счастье. Такой человек смотрит на поступки других без тени иронии и сомнения, всюду незыблемо веря в честность и искренность окружающих. Он с уважением и благоговением относится к культурным традициям и к произведениям искусства. В общем, реритуализация способствует самоактуализации.
Количество показов: 14156