Что такое аффективно-когнитивная структура в теории дифференциальных эмоций? Примеры.
Аффективно–когнитивная структура – это психологическое образование, представляющее собой соединение эмоции с тем или иным знанием. Понятие «аффективно-когнитивная структура» отражает мнение некоторых психологов о единстве аффективного и рационального (так считает, например, Выготский).
Аффективно-когнитивные структуры могут участвовать в более общих характеристиках личности: установках, диспозициях, чертах и т.д. (например интроверсия). Другой пример – АКС «интерес-страх» - личностная черта, характеризующая тех, кто любит риск и сильные переживания в сочетании с новыми знаниями (например натуралисты, которые изучают крокодилов).
Понятие АКС является важным, поскольку позволяет избежать дуализма «эмоция-мысль» и делает возможным рассматривать психику человека как нечто целое, системное.
Как комментируется роль мимики в теории дифференциальных эмоций?
В этом вопросе ТДФ принимает положение теории обратной связи (Джемс, Ланге, Дарвин), согласно которой интенсивность (а у Джемса и возможность существования) субъективного эмоционального переживания зависит от объективного выражения эмоции.
Классическая теория обратной связи, (Ланге) в которой утверждается, что эмоции определяются сокращениями мышц внутренних органов и работой секреторных желез, не выдерживает критики (Кэннон), поскольку
«(а) отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоциональное поведение;
(б) внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоционального ощущения;
(в) одни и те же висцеральные изменения возникают при различных эмоциональных состояниях и при неэмоциональных состояниях и
(г) искусственно вызванные висцеральные изменения, типичные для определенных эмоций, этих эмоций не вызывают».
Однако рассмотрение лицевых мышц в качестве таких телесных оснований эмоций удовлетворяет всем 4 пунктам критики Кэннона. В частности, лицевые мышцы хорошо дифференцированы и реагируют гораздо быстрее, чем, скажем, мышцы кишечника или желудка.
Мышцы лица связаны с субъективным переживанием посредством задних отделов гипоталамуса и коры. Импульс, запущенный с мышцы лица, проходит эти структуры и приводит к субъективному эмоциональному переживанию.
Чем отличаются гипотезы об обратной связи в концепциях Джемса-Ланге и Изарда?
Основное отличие в том, что Изард, принимая общее положение об объективной детерминации эмоции изменениями в организме, рассматривает лицевую мимику в качестве этого объективного основания; в то время как Джемс и Ланге расширяли круг телесных явлений, формирующих эмоцию.
Другое важное отличие концепции Изарда от двух других является то, что мимика представляется лишь как один из компонентов, образующих эмоцию.
Джемс считал, что в основе эмоции лежат процессы дыхания и сердцебиения, а также различные сокращения поперечно-полосатой мускулатуры (то есть мышц конечностей и лица).
Ланге говорил, что эмоция определяется сокращениями внутренних органов, а также деятельностью секреторных желез.
Говоря о критике традиционной теории обратной связи, Изард ссылается на Кэннона (см. вопрос № 21). Он добавляет, кто лицевая мускулатура, принятая за объективное основание эмоций, удовлетворяет всем положениям критики Кэннона.
Теория Изарда представляется более правдоподобной главным образом из-за того, что мимические мышцы более лабильны и дифференцированы, чем мышцы внутренних органов, а значит, их деятельность может отражать (или определять) эмоциональная переживания.
Каковы 3 основные стадии эмоционального процесса в ДТЭ?
В теории Изарда «эмоция состоит из трех взаимосвязанных компонентов:
- Нейронной активности мозга и соматической нервной системы.
- Деятельности поперечно-полосатой мускулатуры, или мимической и пантомимической экспрессии и обратной связи «лицо—мозг».
- Субъективного переживания».
Таким образом, эмоция по Изарду включает в себя нейрофизиологический, нервномышечный и феноменологический уровни.
Связь между этими компонентами подвижна: в некоторых случаях их порядок может нарушаться, и отдельные уровни могут выпадать при порождении эмоции.
Процесс порождения эмоции: «нейрохимические процессы через врожденные программы вызывают комплексные мимические и соматические проявления, а с помощью обратной связи эти проявления становятся осознанными, появляется отдельная фундаментальная эмоция».
Как комментируется функция висцеральной системы в ДТЭ?
В ДТЭ висцеральной системе отводится дополнительная роль (в лучшем случае). Изменения во внутренних органах – это лишь один из 5 субъективных компонентов или причин эмоции, выделяемых Изардом (кроме них есть еще и компоненты взаимодействия субъекта и среды). Поэтому порождение эмоции не исчерпывается деятельностью вегетативной НС (а во многих случаях вообще происходит независимо от ее деятельности).
Незнечительность роли ВНС в порождении эмоции отличает концепцию Изарда от концепций Джемса и Ланге, которые также являются теориями обратной связи (особенно от Ланге). Они, напротив, отводили ключевую роли изменениям внутренних органов при появлении эмоции.
В чем функция аффектов, по Леонтьеву?
Следообразование. Аффекты маркируют особенные, значимые ситуации. Они связываются с данной ситуацией и в дальнейшем регулируют поведение в тех же или в сходных обстоятельствах. Следствие соприкосновения аффекта и ситуации происходит фиксация. Аффекты нужны для предупреждения тех или иных ситуаций.
Действие аффекта возможно на любом уровне, в том числе и на социальном.
Отличия эмоций от аффектов (по Леонтьеву).
Первое существенное отличие в том, что эмоции не привязаны к какой-то конкретной ситуации. Отдельные аспекты эмоциогенной ситуации могут вызвать эмоцию задолго до самой ситуации. Например, мы может почувствовать радость, вспомнив, что впереди у нас приятная встреча со старым другом. Аффект же, напротив, не может выходить за пределы ситуацию. Если мы вспомним о какой-нибудь страшной ситуации, которая в свое время вызвала у нас аффективное переживание, мы не испытаем его вновь.
Второе отличие: эмоции не закрепляются за конкретными ситуациями или предметами, в отличие от аффектов. Эмоции – это более обобщенные переживания. Относительная независимость эмоций от внешних предметов или ситуаций порождает субъективное чувство принадлежности их нам.
Третье отличие: Эмоции и аффекты отличаются по способу передачи. Эмоции передаются посредством коммуникации или общения. Аффекты такого свойства не обнаруживают. У них другая форма существования. Аффекты накапливаются (аккумулируются), а затем выплескиваются.
Настроение и личностный смысл (по Леонтьеву).
Настроение связано с личностным смыслом посредством мотива. Если мотив выполняет смыслообразующую функцию (то есть определяет – чем является для человека то или иное событие в соответствии с состоянием удовлетворения его потребностей), то настроение сигнализирует человеку о том, адекватна ли его деятельность его мотивам. Наряду с эмоциональными переживаниями сигналами здесь как раз и являются личностные смыслы. Уясняя истинную причину того или иного нашего настроения, мы решаем задачу на смысл.
В чем, по Леонтьеву, заключается отличие чувств от эмоций?
Чувства представляют собой обобщенные эмоциональные образования. Если эмоция возникает в связи с том или иной ситуацией (необязательно во время этой ситуации – в чем отличие эмоции от аффекта), то чувство относится к определенному предмету, человеку или идее.
Чувство образуется их на почве накопившихся эмоциональных ситуаций и поддерживается, пока эти эмоциональные переживания существуют. Леонтьев пользуется метафорой Стендаля, сравнивающего любовь с окристаллизованной веточкой, опущенной в соляной раствор. Последний как раз и является той эмоциональной средой, необходимой для возникновения и поддержания чувства.
Правило возникновения эмоций (информационная теория эмоций).
Правило возникновения эмоций: Э = - f {П, (ИН-ИС),...], эмоция есть функция от произведения величины актуальной потребности (П) на разницу между информацией о средствах, необходимых для удовлетворения этой потребности (ИН ), и информацией о средствах, которыми располагает субъект
(ИС ).
Иллюстрации правила:
А) Предвкушение перед тем, как съесть что-нибудь вкусненькое. Например, мы очень хотим съесть печеную курицу, бережно приготовленную и аппетитно поданную на ужин. В этом случае у нас есть потребность – вкусно и сытно поесть. Мы также располагаем информацией о том, что могло бы удовлетворить нашу потребность: мы понимаем, что печеная курица была бы – то, что надо! Кроме этого мы знаем, что курица уже есть, и что нам сейчас позволят съесть ее всю в одиночку! Итак, вероятность того, что мы съедим эту курочку, превышает вероятность того, что мы ее не съедим. Поэтому эмоция, которую мы переживаем, по этому поводу, является положительной (минус, образовавшийся в следствие вычитания информации о том, что у нас есть курица, из информации о том, что нам нужна курица, на минус, стоящий вначале формулы, дают плюс). Сила получившейся положительной информации определяется величиной потребности (П).
Б) Радостное приготовление к встречи Нового Года. Здесь могут быть разные потребности: подытожить год, весело провести время, встретить друзей и т.д. Главное, что у нас есть информация о том, что нам нужно (например мы знаем, что хотим всей душой отдохнуть в дружеской компании) и информация о том, чем мы располагаем (пустой квартирой, деньгами и праздничным настроением). Вследствие того, что наше знание о том, чем мы располагаем, повышает вероятность того, что мы исполним желаемое, по сравнению с вероятностью того, что у нас ничего не получится (которая определяется информацией о том, что нам нужно), возникает положительная эмоция. Она будет тем сильнее, чем сильнее желание весело встреть Новый Год с друзьями.
Иллюстраций можно подобрать кучу. Главное, чтобы сохранялась ситуация предвкушения или ожидания приятного или неприятного события (что является одновременно и достоинством ИТЭ и ее недостатком).
В чем различие между отражательной функцией эмоций (Симонов П.В.) и сигнальной функцией (Анохин П.К.)?
Функция отражения (или оценки) подразумевает прогнозирование того или иного события. Сигнальная функция включает лишь информирование о том, вредно или полезно воздействие того или иного раздражителя.
Вследствие указанного различия сигнальная функция эмоций на подходит к случаям, когда эмоции возникают до события, то есть к случаям ожидания, поскольку сторонники БТЭ полагали, что эмоция всегда относится к наличной потребности.
Почему Раевский В.В. утверждает, что БТЭ не позволяет объяснить «факт возникновения эмоций до начала каких-либо действий»?
Потому что «Анохин отрицал прогнозирование вероятности достижения цели». Согласно Анохину «: «...выражение “вероятностное (?) прогнозирование” просто не соответствует физиологическому смыслу событий».
Анохин полагал, что эмоции – это прежде всего биологические реакции на актуально переживаемые воздействия среды. На этом уровне организм просто не способен совершать какие-либо прогнозы. Он может только сопоставлять поступающие раздражители с критериями полезного и вредного и на основе этого порождать определенные эмоции.
Радость при выигрыше в лотерею:
Объяснение с точки зрения ИТЭ (Симонов П.В.).
Объяснение с точки зрения БТЭ (Анохин П.К.).
ИТЭ. У человека есть потребность иметь шикарный особняк в Подмосковье. Также он знает те условия, пи которых он может разрешить эту потребность (ограбить банк, накопить, выиграть в лотерею и т.д.). Он выигрывает в лотерею, и у него появляется информация о том, что он располагает достаточным условием для того, чтобы удовлетворить эту потребность. После того, как он выигрывает кучу денег, вероятность того, что он удовлетворит свою потребность, начинает превышать вероятность того, что у него ничего не получится. Поэтому знак его эмоции будет положительным (с учетом минуса перед формулой).
БТЭ. Выигрыш для человека имеет приспособительное значение, поскольку позволяет удовлетворить все витальные и социальные потребности. Другими словами, выигрыш является полезным для данного организма. Раз он полезен, он маркируется положительной эмоцией (радостью), чтобы и в будущем человек стремился к этому раздражителю (или по крайней мере не отвернулся бы от него при встрече).
Здесь можно также добавить, что в случае выигрыша один из образцов «полезности», эфферентно отправляемый на периферию акцептором действия, находит свое подтверждение в афферентном сигнале от органов чувств.
Что такое «акцептор действия»? Иллюстрации.
Акцептор действия это образование мозга, которое вырабатывает образцы успешного выполнения той или иной деятельности. Успешность при этом определяется биологической полезностью. Акцептор действия задает параметры результата, которого необходимо достигнуть. Между акцептором действия и периферией идет постоянное взаимодействие: афферентная информация сличается с эфферентным образцом успешного действия.
Например, если мы голодны, наш акцептор действия вырабатывает вариант удовлетворения нашей потребности: состояние насыщения желудка. В этом случае каждое наше действие и каждый сигнал извне сравнивается с тем образцом, который сформирован акцептором действия. В случае, если в нашем поведении появится ожидаемый акцептором образец (то есть мы поедим), данное поведение будет маркировано положительной эмоцией как биологически полезное, а сама потребность в еде исчезнет, поскольку акцептор действия изменит параметры желаемого.
Какое место в последовательности «Восприятие – Телесное возбуждение – Эмоция» Джемс отводит выразительным движениям?
Первое. Сначала происходит воздействие на организм раздражителем извне. Затем появляется двигательная реакция на этот раздражитель (выразительное движение). Далее субъект начинает воспринимать это свое движение. И лишь затем это восприятие порождает субъективное переживание эмоции.
Как звучит определение эмоции от Джемса?
Эмоция – это восприятие телесных изменений, которые происходят в следствие воздействия внешнего стимула и представляют собой реакцию на этот стимул. Под телесными изменениями здесь понимается преимущественно изменения во внутренних органах, хотя поперечнополосатая мускулатура конечностей и лица также может порождать эмоции (в отличие от теории Ланге).
Из определения видно, что субъективное переживание эмоции вторично по отношению к объективным изменениям в организме.
В чем заключаются аргументы Кеннона против теории Джемса?
(а) отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоциональное поведение;
(б) внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоционального ощущения;
(в) одни и те же висцеральные изменения возникают при различных эмоциональных состояниях и при неэмоциональных состояниях и
(г) искусственно вызванные висцеральные изменения, типичные для определенных эмоций, этих эмоций не вызывают.
Количество показов: 4804