Мотивация. Теория ожидания
При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей:
- затраты труда (3) - результаты (Р);
- результаты (Р) - вознаграждение (В);
- валентность (удовлетворенность вознаграждением).
Если нет прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами, то согласно теории ожидания мотивация ослабевает. Отсутствие этой взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за недостаточной квалификации, неправильного обучения, если работнику не дали достаточно полномочий для выполнения поставленной задачи.
Работник ожидает определенный уровень вознаграждения за какой-либо результат. Если при разумных затратах усилий работник не получит результата, который хорошо вознаграждается, то мотивация ослабевает. Например, маркетолог ожидает за увеличения объема продаж на 15 % премии в размере 10 %. Рабочий ожидает за повышение разряда получить более высокую заработную плату или стать бригадиром. Менеджер за высокие результаты ожидает продвижение по службе и связанные с этим бонусы, льготы и привилегия.
Валентность представляет собой ценность поощрения или вознаграждения. Если валентность низка, то мотивация ослабевает. Различные люди имеют различную валентность. Например, для менеджера это может быть желанна прибавка к жалованию или более интересная работа или продвижение по службе или признание заслуг в определенной форме или специфическая композиция этих событий.
Согласно теории ожидания между тремя рассмотренными зависимостями существует следующая логическая связь:
Мотивация = (З – Р) * (Р – В) * Валентность
На практике руководство должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие; должно четко установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением (давать вознаграждение только за эффективную работу). Следует также иметь в виду, что работник будет стремиться к высокому результату, если нужно приложить разумные затраты сил и у него имеются достаточные для этого профессиональные навыки и полномочия.
Теория справедливости
Эта теория свидетельствует о том, что люди субъективно оценивают уровень вознаграждения за определенные результаты труда, соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс или несправедливость, то возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать такого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.
Для восстановления баланса (чувство справедливости) работник может либо изменить уровень получаемого вознаграждения, либо изменить затраченные усилия. Чаше наблюдается следующая картина, если работнику не доплачивают, то он начинает работать менее интенсивно, если переплачивают, то он поддерживает интенсивность труда на прежнем уровне или даже увеличивает ее.
На практике руководитель должен добиваться такого положения, чтобы подчиненные считали свое вознаграждение справедливым и не уменьшали интенсивность своего труда.
Модель Портера-Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации труда, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости.
В модели авторы рассматривают пять переменных и взаимосвязь между ними:
- затраченные усилия,
- восприятие,
- полученные результаты,
- вознаграждение,
- степень удовлетворения.
Взаимосвязь показана на схеме (рис.1).
___________ - переменные теории ожидания;
_ _ _ _ _ _ _ _- переменные теории справедливости
Рис.1 Модель Портера-Лоулера
Переменные теории ожидания имеют замкнутый цикл от усилий до удовлетворения; переменные теории справедливости присутствуют на всех этапах цикла в виде восприятия тех или иных переменных.
Результаты, достигнутые работником, зависят от трех переменных: затраченных усилий; способностей и характерных особенностей человека; от осознания работником своей роли в процессе труда.
Уровень затраченных усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением.
Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутреннее вознаграждение (чувство удовлетворения от выполняемой работы и чувство самоуважения), а также внешнее вознаграждение (премия, продвижение по службе).
Удовлетворение - результат внешнего и внутреннего вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение влияет на ценность вознаграждений и восприятие человеком будущих ситуаций.
Данная теория показывает, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей; она объединяет в рамках единой взаимоувязанной системы такие понятия, как усилие, способности, результаты, вознаграждение, удовлетворение, восприятие. Для руководителей важный вывод состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению и далее к повышению результативности.
Поталицына Л.M.
доцент кафедры Экономики
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Количество показов: 6872