СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство стратегических предприятий и организаций

Когда на предприятии недостаточно денежных средств и имущества для погашения всех его долгов, может быть введена процедура банкротства. В простом понимании банкротство – это неспособность организации оплачивать свои счета. С точки зрения законодателя под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить, в полном объеме, требования кредиторов по денежным обязательствам или (и) исполнить обязательства по уплате обязательных платежей (ст.2 ФЗ №127-ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)»).

Роль института банкротства, связанная с переделом собственности, вызывает значительный интерес в обществе. В апреле 2002 года Президент в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ констатировал, что "поточное" банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом, и указал на необходимость срочного наведения порядка в этой сфере, следовательно, необходимо сделать механизм проведения процедуры банкротства и оздоровления предприятий более прозрачным и рыночным. В соответствии со ст. 65 ГК РФ признание предприятия судом банкротом влечёт его ликвидацию. Процедура банкротства может производиться добровольно или принудительно, в зависимости от причин возникновения конкретной ситуации. Если предприятие не имеет большого количества кредиторов и не преследует цель уклониться от выплаты долга, то процедура банкротства проходит безболезненно, в плане соблюдения всех его стадий, как для должника, так и для кредиторов.

Общие положения законодательства о несостоятельности для юридических лиц не учитывают специфику стратегических предприятий, и как следствие оказываются неэффективными при их применении к данной категории должников. По этой причине законодатель, на смену Закону «О несостоятельности (банкротстве)» 1992 г., в котором отсутствуют положения об особенностях банкротства отдельных категорий должников, принимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», где, в главе 9, прописывает особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц и в том числе банкротство стратегических предприятий и организаций. При этом особенности банкротства стратегических предприятий по данному закону столь незначительны, что практически уравнены возможности введения процедуры банкротства на обычном частном предприятии и на предприятии оборонного значения государственного масштаба, что создает потенциальную опасность для экономики страны в целом. Следовательно, для повышения эффективности, необходимо совершенствовать закон в данном направлении.

Банкротство характеризуется высокой степенью конфликтности из-за противоречий между интересами должника и кредиторов. В отношении стратегических предприятий интересы должника совпадают с интересами государства по обеспечению обороноспособности и безопасности страны. Из статьи 190 ФЗ №127-ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)» ясно, что стратегическое предприятие – ФГУПы и ОАО, акции которых принадлежат государству и которые производят продукцию (работы, услуги), имеющие стратегическое значение для обеспечения должной обороноспособности и безопасности государства, а так же для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Стратегические организации определяются как организации оборонно-промышленного комплекса (а именно: производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации), которые осуществляют работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. 9 января 2004 года распоряжением Правительства РФ № 22-р был утвержден перечень социально значимых и стратегических предприятий России, который включает 1131 предприятие.

Для крупных стратегических компаний и организации условиями несостоятельности является невыполнение требований по денежным обязательствам или (и) неисполнение обязанности по уплате налогов и обязательных платежей в течение шести месяцев со дня, когда необходимо было их исполнить; с учетом суммы требований, составляющих в совокупности равным или большем пятьсот тысяч рублей. Так как некоторые стратегические организации и компании в опасности банкротства, государственные органы, в лице Федерального Собрания, разрабатывают предупредительные и контролируют течение процедур банкротства для таких должников (ст. 194-196 ФЗ №127-ФЗ):

  • финансовое оздоровление стратегических предприятий и организаций,
  • внешнее управление стратегическими предприятиями и организациями,
  • конкурсное производство стратегических предприятий и организаций,

и, в лице Правительства РФ, принимает конкретные меры для недопущения банкротства крупных стратегических компаний, чтобы уменьшить вероятность их банкротства. Такими мерами могут являться: реорганизация, субсидирование, досудебная санация, реструктуризация задолженностей и другое.

Вопрос о качестве обеспечения безопасности страны остается открытым по сей день. Отдать стратегические предприятия и организации в частные руки или оставить монополию государства на них? Бытуют разные мнения; много сторонников, как первого, так и второго варианта развития событий. Важно одно – необходимо повысить эффективность управления и экономическую состоятельность предприятий, выполняющих заказы для государственных нужд, а как это будет реализовано – это уже второй вопрос.

Шадрина Евгения

Специалист по Экономике и Праву



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247