Из практики компании Ideation International Inc.
Пример 1. Директед эволюшен совмещающий технические и бизнес решения
В 1998 году мы проводили Директед эволюшен по производству стирального порошка (детергента) для стиральных машин. К нам в Детройт приехали 3 специалиста – химика и 2 недели мы очень плотно, без выходных и по 10 – 12 часов в день анализировали и изобретали следующие этапы развития детергентов. Нашли порядка 30 новых решений – но все только в области химии детергентов.
Все это время я канючил: неправильно работать только с химией, надо машины рассмотреть и маркет, а они мне «изыди, мы чистые химики, никаких машин не знаем и не хотим знать». Они уехали очень довольные, а через неделю новый заказ – наш заказчик объединился с заводом стиральных машин и теперь нужен общий прогноз развития.
На новом этапе работы было сформулировано противоречие:
- В начале стирки детергент всегда в избытке и поэтому возникает вредное избыточное пенообразование.
- В конце стирки детергента недостает, поэтому процесс приходиться затягивать, иногда вообще белье «недостирывается». Чтобы это предотвратить закладывают детергент заведомо с избытком, что удорожает стирку, снижает качество и приводит к повышенному загрязнению среды
Для решения этой проблемы было предложена постепенная в процессе стирки подача детергента. И для этого введение в машину картриджа с детергентом. Это, заодно, исключает проблемы с попаданием детергента в воздух, на руки хозяйки и т.п.
Появление картриджа как части машины радикально изменило ситуацию – появилась возможность формирования очень привлекательной для клиента бизнес-модели типа “razor and blade” или «принтер - картридж» при котором основное оборудование (например, стиральная машина) продается дешево (нередко даже в убыток), а постоянный доход приносит продажа картриджей.
При проведении ДЕ всегда рассматривается эволюция надсистем и других систем, особенно те, которые находятся в состоянии быстрого развития, маркетингового торнадо. Правило простое – посмотри, кто процветает, и попытайся «присоседиться» к чужим успехам. А какая система в 1998 была в состоянии наибыстрейшего развития?
Интернет, конечно. Только - только появились Америка Онлайн и Нетскейп Навигатор и все массово подключались к сети. Появилась идея снабдить стиральные машины связью с Интернет. Когда картридж, выработался на 70 – 80% машина шлет сигнал производителю и тот по почте высылает пользователю новый картридж. Значит, пользователю не надо ехать в магазин, помнить какой именно картридж ему нужен. И, самое главное – исключаются торговые посредники, которые забирают себе что-то около 50% денег. Значит, пользователь может получить картридж дешевле, а производитель при этом получить большую прибыль!
И следующий шаг – развитие одновременно технологии и бизнес модели. Кто сказал, что картридж должен быть внутри стиральной машины? А почему бы его не повесить на стенку дома снаружи. И когда он пошлет сигнал, приедет человек и поменяет его или заполнит заново. А это означает переход от самого нелюбимого в американском бизнесе слова «коммодити» (commodity) к любимейшему – сервису.
Вообще-то по словарю commodity означает просто – товар, продукт потребления, продукт для продажи и т.п. Но когда его используют в бизнесе, это означает не любой продукт, а массовый, не защищенный патентами, производимый всеми, кто хочет и поэтому в результате конкуренции имеющий очень низкую норму прибыли. В производстве коммодити имеют огромное преимущество страны с дешевым трудом, именно поэтому производство все больших объемов таких продуктов из развитых стран уплывает в Китай, Мексику и т.п. И светлая мечта любой компании – переход от коммодити к сервису, обслуживанию, к локальным процессам, где Китаю делать нечего.
Из практики Бориса Злотина
ТРИЗ разработчик
Количество показов: 1796