ИНСТРУМЕНТЫ ТРИЗ | АЛГОРИМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Я не любил Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ), хотя все считали его наиболее мощным инструментов при решении технических проблем. И все же, я старался не использовать его.
Возможно, это продолжалось бы и до нынешнего времени, если бы в 1986 году в институте научно-технического творчества мне не поручили руководить дипломными работами у пяти слушателей. Каждый из них получил от своего руководства конкретную производственную задачу, а решение задачи они должны были найти, пользуясь АРИЗ. Четыре задачи не вызывали у меня особых тревог. Я видел те решения, на которые смог бы «вывести» своих подшефных, если они не найдут сами ничего интересного. Несильные решения, но вполне приемлемые. Зато пятая задача привела меня в шоковое состояние. Звучала она приблизительно так:
«Найти способ постоянного контроля температуры низкотемпературной плазмы». И, как добавил слушатель, на сегодня не существует приборов для измерения такого процесса, и, вообще, задача такая в мировой практике не решалась.
Если учесть, что все мои познания о плазме сводились к тому, что это что-то очень горячее и светится, то представить мое состояние будет нетрудно.
Но самолюбие взяло верх (тем более, что слушателям мы говорили: «АРИЗ берет любые задачи») и, не показав вида, внешне спокойно я сказал:
- Ну что ж, плазма так плазма, - (в конце концов, ну не решим одну задачу из пяти, так переживу это) и мимоходом, как бы, не придавая значения, поинтересовался: «А низкотемпературная - это сколько градусов?»
Выяснилось, что речь идет о графитовом порошке, который разогревается электрической дугой до температуры около 3000 градусов и используется в качестве теплоносителя. При этом, если температура понизится - дуга прервется, а значит, нарушится процесс. Если же температура повысится - будет выделяться слишком много газов, и плазма будет «фыркать», что также весьма неприятно. Нам нужен стабильный процесс, а именно для его обеспечения и нужно постоянно измерять температуру плазмы, чтобы вовремя скорректировать подачу электроэнергии для разогрева графитового порошка.
Ог души несколько отлегло: задача просто неправильно поставлена. В ТРИЗ давно существует правило:
«Если дана задача на измерение, постарайся перевести ее в задачу на изменение». То есть необходимо постараться изменить систему так, чтобы измерять ничего не надо было, а система работала просто и надежно. Здесь же такой переход был очевиден, так как измерение было необходимо не само по себе, а исключительно для стабилизации (то есть управления) процесса.
На консультациях мы по очереди обсуждали шаги АРИЗ для всех пяти задач, и, когда дошли до формулировки идеального конечного результата, слушатель, не задумываясь (как и полагается по АРИЗ), сказал:
- Раскаленная плазма сама управляет процессом своего нагрева до заданной температуры...
Он запнулся, и через несколько мгновений с абсолютно непередаваемым словами разочарованием сказал:
- Господи, да ведь это так тривиально, даже решать неинтересно.
Весь остаток занятия ушел на то, чтобы довести идею до технического решения. Все оказалось действительно просто.
Идея новой системы состоит в том, чтобы создать обратную связь и заставить давление, создаваемое разогреваемой плазмой, обеспечить движение теплоносителя в системе. Тогда если плазма перегреется - давление повысится, возрастет поток теплоносителя к зоне нагревания, а значит, эта зона будет интенсивно охлаждаться новыми порциями теплоносителя. Если зона нагрева остынет - понизится давление, скорость движения теплоносителя, а значит, и обеспечится нагрев плазмы до нужной температуры. Без всякого измерения, без сложных дополнительных устройств система стала саморегулируемой и надежной.
Певзнер Л.Х. консультант по ТРИЗ
Количество показов: 3562