При написании письменных работ типа статья, эссе, презентация, доклад и т.п. авторы сталкиваются с множеством методических вопросов. В настоящей работе предлагаются варианты жанровых форм статей, способ определения актуальной темы и алгоритм написания вступления и заключения. Также даются практические рекомендации по анализу текста на плагиат. Первое позволит авторам быстрее находить свой подход для разработки выбранной темы (банкротство, садоводство, гостиницы в Екатеринбурге и т.п.), а второе упростит анализ полученного результата литературного труда.
Основные жанровые формы научно-популярных статей
Метастатьи
Эта форма еще имеет название обзора литературы. В таких статьях создатель новой работы берет несколько уже известных работ и по выбранному узкому вопросу выделяет, что писали об этом другие. Часто авторы статьи добавляют свое мнение по вопросу и критику суждений. Примеры заголовков: 12 мнений о стилях сочинений, Что думают юристы об анархизме и т.п.
«Битвы» материалов
Этот жанр очень похож на метастатьи с некоторым упрощением. Это могут быть сравнения (обзоры) существенно разных взглядов на проблему, где одно суждение противопоставляется другому. Автор может стоять вне битвы, предоставляя читателю самому сделать выбор-вывод.
Хит-парады
Это могут быть «топ-листы», «десятка самых популярных» (ученых по цитируемости, формул по применению, лекарств по употреблению). Настоящий жанр сразу же отличим по одноименным заголовкам. Кроме списка читателям предлагаются короткие комментарии к пунктам списка, введение и заключение.
Коллекции материалов
Коллекции» материалов – это создание списков на основе выделения главных составляющих или основных категорий в теме: шесть правил красоты, семь характеристик профессионального юриста, двадцать великих открытий, 7 лучших мест для отдыха и т.п. Эти статьи отвечают на вопрос Что? Авторы могут собрать семь распространенных ошибок в выборе арбитражного управляющего, или дюжину часто задаваемых вопросов о процедуре внешнего управления. Заголовки статей могут быть такими: Что нужно знать о процедуре наблюдения, чтобы не полагаться на везение, 5 рецептов успокоения, когда страдаешь хронической ленью, Три студенческих постулата для подготовки реферата и т.п.
Инструкции, методики и алгоритмы
ИМА (инструкции, методики и алгоритмы) – это описание чего-либо, что организовано вокруг процесса или иным образом закреплено во времени в виде последовательности. Такие статьи отвечают на вопрос Как? Авторы могут оперировать такими категориями как шаги, технологии, стадии, этапы, фазы, ступени, планы, последовательности и т.п. Примерами могут служить следующие заголовки: алгоритмы - Три шага для должника, чтобы избежать платежа, методики – Четыре шага увеличения знания, когда делаешь домашние задания, инструкции – Как научить кошек есть зеленый горошек и т.п. В заголовке мы также часто будем встречать цифры, например: Пять шагов для человека взять жилье в ипотеку.
Мнения экспертов
Порой явление, которое может интересовать автора и, предположительно, читателя не имеет твердой базы из фактов для вынесения какого-то определенного суждения. В этом случае единственным подходом для построения статьи будут мнения экспертов, специалистов или даже просто очевидцев. Хотим мы или нет, но нужно признать, что наше сознание использует преимущественно этот способ для производства умозаключений :-) Примеры таких тем: техника выступлений в арбитражном суде, сложность профессии арбитражного управляющего или привлекательность отдыха в том или иной курортном месте. Заголовки таких работ могут звучать так: «Профессионализм юристов глазами судей юмористов», «Арбитражные управляющие – точка зрения кредиторов и мнения репортеров», «Криогенные цистерны – совпадают ли отзывы покупателей и проектировщиков симпатии».
Интервью
Один из эффективных способов привлечь внимание читателей – это подготовить интервью с популярным или важным человеком из области исследования. Главный герой интервью может быть просто специалистом со стажем или очевидцем событий. Важным вопросом является подбор вопросов и обработка ответов в интересном для читателей ракурсе. Примерами названий таких статей могут служить такие заголовки как: Что ответил мэр Москвы о потоке людской молвы, Интервью для нашего журнала дал директор первого канала.
Случай из жизни (case study)
Подготовка данного вида статей начинается с поиска описания реального события, лучше из первых уст. Это может быть, например, решение арбитражного суда по делу о несостоятельности (банкротстве). На основе фактического материала автор может раскрыть или просто проиллюстрировать некую теоретическую концепцию, норму права или свою гипотезу. Излишне говорить, что автор может не ограничивать себя одним случаем, а писать статью по двум и более событиям из жизни.
Кейс брифинг (case briefing)
В США и Канаде в юридических школах право изучается путем составления обзорных конспектов судебных прецедентов в форме кейс брифингов. Это сравнительно небольшие аналитические записки со следующей структурой:
- презентация темы,
- изложение фактов по проблемной ситуации,
- представление правовых аргументов и судебных решений по аналогичным ситуациям (включая постановления Верховного суда),
- аннотация общественных интересов,
- взгляд с точки зрения вовлеченных сторон.
В США практика бриф кейсов взяла свое начало в Гарвардской Юридической Школе в 1870 году с представления кейс метода профессором Кристофером Колумбусом Лангделлом. Примеры названий: Решения российской фемиды о финансовых пирамидах, Постановления апелляционной инстанции о спорах по платежной квитанции, ВАС РФ в постановлении дает штрафам определение.
Истории успеха (success stories)
Эта жанровая форма очень похожа на предыдущее описание случаев из жизни. Мы выделяем отдельно это направление статей, поскольку оно незаменимо для широкого круга ситуаций, связанных с представлением товаров, презентаций услуг специалистов, рекламных компаний новых направлений бизнеса, продвижения новых технологий. Жанровая форма историй успеха позволяет авторам на примере конкретного случая(ев) из жизни рассказать об эффективности своего продукта. Часто такая статья начинается с описания проблемы, затем появляется главный герой в виде сотрудника компании. Он представляет волшебные продукты или услуги компании и «спасает» потребителя. Основной лозунг автора - выигрывает потребитель, выигрывает поставщик предлагаемого подхода. У статей этого направления могут быть такого вида заголовки: Никто б не подумал про наши винты, что они спасут детей от беды; Однажды на полустанке оказались незаменимы наши рубанки; Мы творили чудеса этим летом, прочтите статью и узнайте об этом.
Статьи факты – теории
Здесь автор рассказывает о результатах опытов, опросов или исследований. В статье предлагается какая-то логика, которая их связывает или объясняет приведенные цифры. В других случаях автор статьи делает на основании фактов какой-то полезный для читателя вывод. Работы этого направления не обязательно имеют форму глубокой научной статьи для академического журнала. Напротив, такая работа может обобщать три-пять наблюдений или комбинацию фактов и представлять некую гипотезу на суд читателей. Примеры названий статей: Теория экстрактов на основе собранных фактов, Загадка вулкана раскрыта усилиями автора – титана, Что известно о собраниях кредиторов и как это использовать для искоренения крючкотворов и т.п.
Свой контент по аналогии
Еще один подход к написанию статей – заимствование структуры удачных статей. Автор может взять статью про процедуру внешнего управления при банкротстве и в таком же ключе написать статью о конкурсном производстве.
Определение и выбор актуальной темы
Иногда авторы могут оказаться в затруднительном положении по причине неуверенности в выборе актуальной темы в своей области интересов. В этом случае может помочь поиск в Интернете форума по ключевой для статьи фразе. В строке поиска в Интернете набираем ключевую фразу по теме «+ форум». Затем выбираем один из представительных форумов, где обсуждаются вопросы по интересующей тематике. Мы смотрим, прежде всего, на то, какие вопросы задают читатели по теме, чтобы оттолкнуться от этих вопросов для формулировки названия и темы статьи. Полезно обратить внимание на сами темы форума. Они возникли не случайно и также могут обогатить мысли о вариантах для темы будущей статьи.
После выбора темы на тех же форумах можно посмотреть, какие ответы давались по выбранной теме, и использовать их для написания статьи. При подготовке статей полезно иметь представление о том, что пишут блогеры по данному направлению. Для этого вместе с ключевым словом нужно набрать «+блог» или «блог», затем ключевое слово.
Написание вступления статьи
Итак, к настоящему моменту определена жанровая форма статьи, проверена тема на актуальность. И все же остается порой непростым понять с чего начать и чем закончить литературный труд. Для этого можно условно разделить статью на вступление, основную часть и заключение.
Первый подход к написанию вступления можно условно назвать «Поговорим о словах». Мы крайне не рекомендуем следовать этому пути, но чтобы понять его изъяны кратко на нем остановимся. Если, например, тема звучит «Банкротство стратегических предприятий и организаций», то автор может начать со значения слова банкротство, затем переходит к определению стратегических предприятий и подытоживает свои размышления логической связкой ранее определенных понятий. Структура вступления часто распространяется на основную часть статьи, где рассуждения о понятиях ведутся на более "глубоком" уровне. Как следствие, статья получается малосодержательной, «водянистой» и производит впечатление высасывания содержания из пальца. Этот подход часто используют школьники для написания сочинений. Еще раз повторимся, что данный подход нужно знать только для того, чтобы его распознавать и стараться избегать
Существует более профессиональный и в то же время простой подход для написания вступления. Эту технику можно условно назвать «1-2-3». На примере статьи про изменения в закон «О несостоятельности (банкротстве)» попробуем показать, как это работает:
- По теме статьи находим или сочиняем нейтральную утверждающую фразу, например, «Вместе с развитием экономики развивается регулирование процедур банкротства предприятий». Лучше всего использовать трюи́зм (англ. truism) — общеизвестная, избитая истина, банальность. Трюизмом считают нечто, что не может подвергаться сомнению и настолько очевидно, что упоминается лишь как напоминание, либо как риторическое или литературное высказывание. Примеры: снег белый, вода мокрая, экономика построена на производстве и торговле и т.п.
- Следующая фраза говорит о разных взглядах на вопрос: «Кредиторы и должники часто имеют разные точки зрения при оценке сделок должника в преддверии банкротства». Другим вариантом может быть определение двух-трех сторон явления: "Институт банкротства служит для очищения экономики от нежизнеспособных компаний и возврата инвесторам финансовых средств".
- Заключительное предложение сообщает о пути, который выбирает автор для настоящей статьи: «В настоящей статье делается попытка осветить новые возможности арбитражного управляющего по оспариванию сделок должника, заключенных до введения наблюдения».
Итак, складываем вместе три предложения и получаем введение: «Вместе с развитием экономики развивается регулирование процедур банкротства предприятий. Кредиторы и должники часто имеют разные точки зрения при оценке сделок должника в преддверии банкротства. В настоящей статье делается попытка осветить новые возможности арбитражного управляющего по оспариванию сделок должника, заключенных до введения наблюдения».
В качестве альтернативного и дополняющего подхода для написания вступления можно предложить метод под названием «Факт-Объект-Предмет-Цель-Задачи», см. подробнее статью "Цель, задачи, объект, предмет и новизна при написании статей". По мнению Антоновой Виктории Константиновны (доктор социологических наук, специалист с опытом подготовки статей для российских и зарубежных журналов) в начальной части любой статьи должны быть определены следующие вопросы:
- Объект - о чем статья? (область интереса автора в широком смысле)
- Предмет статьи - что автор хочет исследовать про объект, что нового выделяется и выясняется об объекте
- Цель - для чего готовится статья, что самое главное автор хочет решить статьей или донести до читателя
- Задачи - шаги, какие шаги помогают автору достичь цель
Используем предыдущую тему о последних изменениях в закон «О несостоятельности (банкротстве)» и проиллюстрируем технику на данном примере:
- Начинаем с общеизвестного обстоятельства, факта: «Примерно год назад были внесены существенные изменения в Закон «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, была введена глава «Оспаривание сделок должника».
- Объект статьи: «Настоящая работа посвящена вопросам преднамеренного и фиктивного банкротства». Можно сформулировать и по другому: «Новая глава предоставляет дополнительные возможности для участников процесса при выявлении фактов преднамеренного и фиктивного банкротства».
- Предмет статьи: «В статье делается попытка выделить основные изменения в правах арбитражных управляющих в связи с новой редакцией закона».
- Цель: «Это может помочь более эффективно использовать возможности, предусмотренные законом для арбитражных управляющих, определить проблемы на пути применения новых норм и пути решения этих проблем».
- Задачи-шаги: «Автором исследуются судебные прецеденты, анализируются комментарии к закону и используется личный опыт автора как арбитражного управляющего».
Складываем все вместе и получаем: Примерно год назад были внесены существенные изменения в Закон «О несостоятельности (банкротстве). В частности, была введена глава «Оспаривание сделок должника». В ней участникам процесса предоставляются дополнительные возможности при выявлении фактов преднамеренного и фиктивного банкротства. В статье делается попытка выделить основные изменения в правах арбитражных управляющих в связи с новой редакцией закона. Это может помочь более эффективно использовать возможности, предусмотренные законом для арбитражных управляющих, определить проблемы на пути применения новых норм и пути решения этих проблем. Автором исследуются судебные прецеденты, анализируются комментарии к закону и используется личный опыт автора как арбитражного управляющего
Данный подход предполагает осознание и определение рассмотренных категорий: объект, предмет работы, цели и задачи-шаги. Это, как правило, помогает автору в структурировании материала, а читателю в восприятии информации и идей статьи.
Написание заключения статьи
Содержание основной части статьи определяется выбранной жанровой формой статьи. Остается последний вопрос – что писать в заключении (выводе). По содержанию вывод в синонимическом ряде может повторять введение с добавлением основных выводов, ради которых и писалась статья. Снова применяем технику "1-2-3". В нашем случае вывод мог бы звучать так:
1. Повторение: «Экономический рост невозможен без изменения законодательства, в том числе, в такой важной области как законодательство о банкротстве. Эта отрасль права служит для урегулирования ситуаций столкновения интересов кредиторов и предприятия - должника».
2. Повторение с добавлением нового: «Последние изменения в Закон «О несостоятельности (банкротстве)» предоставили арбитражному управляющему процессуальные возможности возвращать имущество должника, даже если оно выведено с предприятия до начала банкротства. Это повышает ответственность руководства должника за свои действия».
Анализ текста и поиск плагиата
Одним из главных требований к статьям является императив их оригинальности. Однако, для написания работ авторы часто используют наработки других авторов. Это естественно, так как цивилизация развивается по линии создания новых знаний на базе уже накопленной информации. Создатели демонстрируют то, что уже известно, чтобы был понятен их вклад в работу. Это приводит к использованию цитат. Авторское право и культурные обычаи предписывают называть авторов, делать на них ссылки и указывать источник.
Иногда, тем не менее, бывает трудно сказать, а есть ли новизна в созданном тексте, не является ли текст перепечаткой уже опубликованных работ(ы) или их существенных частей. Иными словами, есть ли признаки плагиата. Для ответа на вопрос о плагиате могут служить сервисы поиска копий текста на сайтах в Интернете. Вот некоторые из них:
Istio Анализ текста, поиск плагиата (http://istio.com/rus/text/analyz/) - это онлайн сервис для обнаружения копий в Интернете. Данный сервис использует алгоритм ЯНДЕКС-XML для русскоязычных текстов, а для англоязычных текстов используется поиск с помощью технологий ЯХОО. Данный сервис позволяет также предоставляет пользователям определить размер текста, карту текста, частотность используемых слов и некоторые другие технико-литературные параметры статей. Особенностью сервиса является то, что он дает только ссылки на сайты, но не указывает по какой части текста найдено совпадение. Этот вопрос можно решить путем исключения частей текста и повторных проверок.
Advego Plagiatus (http://advego.ru/plagiatus/) - это программа для поиска в Интернете плагиата, определения полных или частичных копий текстового документа. Плагиатус обладает интуитивным интерфейсом, определяет уровень уникальности текста, указывает на источники текста, и пропорцию совпадения текста.
Анти-Плагиат (http://www.antiplagiat.ru/QuickCheck.aspx) - это онлайн сервис с максимальным объемом загружаемого текста не более 3000 символов. Данный сервис является стандартно применяемым средством для поиска заимствований при проверке работ студентов. Оригинальность работ проверяется по собственной базе данных сервиса, которая включает 10 млн. работ различных авторов и направлений.
Заключение
Написание научных и популярных статей может восприниматься как явление озарения и обязательных творческих мучений. В настоящей статье предлагаются соображения методического характера для упрощения работы над литературными текстами. В статье приводится открытый список жанровых форм, способ определения актуальной темы, техника написания вступления и заключения к статье, а также представляется сервис по анализу текстов на плагиат. Это, как надеется автор, сделает написание письменных текстов легким, приятным и еще более интересным занятием.
Ческидов Роман Павлович
Доцент, УрГЭУ-СИНХ
Екатеринбург
Количество показов: 29611